18
Декабря

18.12.2025

Демпартия «Ак жол» требует начислять экологические штрафы с экспортеров нефти в валюте

Премьер-Министру РК

О.Бектенову

 

Необходимо наведение порядка в расчетах с иностранными компаниями, которые более тридцати лет осваивают казахстанскую нефть — наше «черное золото».

Соглашения о разделе продукции (СРП), заключенные в 1990-е годы по стратегическим месторождениям с иностранными инвесторами, изначально были ориентированы не на интересы страны, а на интересы и прибыль инвесторов. Именно поэтому в 2022 году Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил:

«Прежние соглашения о разделе продукции заключались 30 лет назад в совершенно иных условиях, и при продлении в них необходимо внести изменения», поручив Правительству принять соответствующие меры.

О несправедливости механизма раздела продукции Демпартия «Ақ жол» неоднократно поднимала вопрос в Парламенте.

1. Весной 2023 года власти Казахстана, обвинив иностранные компании в нарушении тендерных процедур и неполном исполнении подрядных обязательств, выразили протест против удержания партнерами убытков в размере 13 млрд долларов по Кашагану и 3,5 млрд долларов по Карачаганаку и потребовали их возврата (Bloomberg).

Казахстан подал международные арбитражные иски против консорциума NCOC (оператора проекта Кашаган) и компании Karachaganak Petroleum Operating BV.

Основные претензии государства заключались в следующем:

компании нарушили условия тендеров и соглашений о разделе продукции;

по проекту Кашаган подрядные обязательства не были выполнены в полном объеме;

в результате Казахстан понес убытки и не смог своевременно реализовать проект.

2. Штрафные санкции касаются не только тендеров и обязательств. В марте 2023 года Казахстан предъявил компании North Caspian Operating Company N.V. требование об уплате экологического штрафа по проекту Кашаган в размере 2,3 трлн тенге — 5,1 млрд долларов США (по курсу того времени) за нарушение экологических требований.

Речь идет, в частности, о нарушении норм хранения серы: вместо допустимых 773 тыс. тонн было размещено в 2,5 раза больше — 1,7 млн тонн и т. д.

Позднее сообщалось, что данный штраф был расширен до совокупных требований о возмещении ущерба в размере около 150 млрд долларов США (Bloomberg).

3. Однако по итогам двухлетних судебных разбирательств, спор был проигран, и данный штраф до настоящего времени так и не был взыскан.

При этом, по оценкам экспертов, в результате курсовой разницы тенге к доллару между 2023 и 2025 годами, сумма штрафа, начисленная в тенге, сократилась примерно на 1 млрд долларов.

Иными словами, затягивание дела в течение двух лет, в любом случае привело к сокращению претензий Казахстана (начисленных в тенге), из-за колебаний курса, на огромную сумму в долларах.

Такое положение конечно выгодно иностранным компаниям, но ущербно для Казахстана.

4. Мало того, что на протяжении тридцати лет из-за засекреченных соглашений о разделе доходов от продукции, заключенных тогдашними властями с инвесторами, народу доставалась лишь капля из нефтяного океана, теперь государству наносится ещё и огромный экологический ущерб, который иностранные компании не желают возмещать.

5. Как получилось, что даже начисленные в триллионах тенге экологические штрафы, а также штрафы за нарушение тендерных процедур и неисполнение подрядных обязательств иностранными консорциумами так и не были взысканы?

Почему госорганы не смогли доказать свои требования, в чём причина проигрыша в международном арбитраже?

6. Данная ситуация не только наносит прямой ущерб национальным интересам, но и  демонстрирует неподготовленность  государственных органов к серьезным спорам на таком уровне. Демпартия «Ақ жол» считает, что с таким положением дел нельзя мириться, нужно усилить работу в данном направлении.

Во-первых, установление подобных штрафов в тенге — это практика, выгодная иностранным компаниям, но не нашему государству. Доходы экспортеров нефти  исчисляются в долларах, а назначение штрафов в тенге приводит к их девальвации за время споров.

Во-вторых, иностранные корпорации не поставляют нефть на внутренний рынок, не влияют на сдерживание цен на ГСМ , но при этом извлекают чрезмерную прибыль из нашего национального богатства.

В-третьих, длительная подготовка претензий государственными органами и затягивание разбирательств также работает в интересах иностранных корпораций, приводя к снижению претензий даже в случае победы в арбитраже.

Нужно учитывать, что:

1. Экология — это суверенное право государства (доктрина police powers);

2. экологический ущерб носит характер продолжающегося правонарушения;

3. объем хранения серы объективно превышен;

4. соглашения о разделе продукции не освобождают инвесторов от соблюдения экологического законодательства.

Проигрыш дела при наличии столь весомых аргументов вызывает вопросы к подготовленности наших представителей.

Фракция «Ақ жол» поддерживает действия Правительства по привлечению к ответственности иностранных инвесторов, допустивших указанные нарушения.

В этой связи партия «Ақ жол» требует:

1. Законодательно обязать исчислять крупные штрафы для недропользователей-экспортеров в валюте, в которой они получают доход.

2. Поставить точку в практике, при которой иностранные корпорации извлекают выгоду из девальвации за счет судебной и бюрократической волокиты.

3. Провести анализ причин проигрыша указанных споров в международном арбитраже, сделать выводы о надлежащей подготовке и продолжении борьбы на национальные экономические интересы.

 

С уважением,

депутаты фракции «Ақ жол»:

 

Казыбек Иса,

Азат Перуашев,

Дания Еспаева,

Ерлан Барлыбаев,

Серик Ерубаев,

Олжас Нуралдинов