Премьер-Министру РК
О.Бектенову
Необходимо наведение порядка в расчетах с иностранными компаниями, которые более тридцати лет осваивают казахстанскую нефть — наше «черное золото».
Соглашения о разделе продукции (СРП),
заключенные в 1990-е годы по стратегическим месторождениям с иностранными
инвесторами, изначально были ориентированы не на интересы страны, а на интересы
и прибыль инвесторов. Именно поэтому в 2022 году Президент Казахстана
Касым-Жомарт Токаев заявил:
«Прежние соглашения о разделе продукции заключались 30 лет назад в совершенно иных условиях, и при продлении в них необходимо внести изменения», поручив Правительству принять соответствующие меры.
О несправедливости механизма раздела продукции Демпартия «Ақ жол» неоднократно поднимала вопрос в Парламенте.
1. Весной 2023 года власти Казахстана, обвинив иностранные компании в нарушении тендерных процедур и неполном исполнении подрядных обязательств, выразили протест против удержания партнерами убытков в размере 13 млрд долларов по Кашагану и 3,5 млрд долларов по Карачаганаку и потребовали их возврата (Bloomberg).
Казахстан подал международные арбитражные иски против консорциума NCOC (оператора проекта Кашаган) и компании Karachaganak Petroleum Operating BV.
Основные претензии государства заключались
в следующем:
компании нарушили условия тендеров и соглашений о разделе продукции;
по проекту Кашаган подрядные обязательства не были выполнены в полном объеме;
в результате Казахстан понес убытки и не смог своевременно реализовать проект.
2. Штрафные санкции касаются не только
тендеров и обязательств. В марте 2023 года Казахстан предъявил компании North
Caspian Operating Company N.V. требование об уплате экологического штрафа по
проекту Кашаган в размере 2,3 трлн тенге — 5,1 млрд долларов США (по курсу того
времени) за нарушение экологических требований.
Речь идет, в частности, о нарушении норм
хранения серы: вместо допустимых 773 тыс. тонн было размещено в 2,5 раза больше
— 1,7 млн тонн и т. д.
Позднее сообщалось, что данный штраф был расширен до совокупных требований о возмещении ущерба в размере около 150 млрд долларов США (Bloomberg).
3. Однако по итогам двухлетних судебных
разбирательств, спор был проигран, и данный штраф до настоящего времени так и
не был взыскан.
При этом, по оценкам экспертов, в результате курсовой разницы тенге к доллару между 2023 и 2025 годами, сумма штрафа, начисленная в тенге, сократилась примерно на 1 млрд долларов.
Иными словами, затягивание дела в течение
двух лет, в любом случае привело к сокращению претензий Казахстана (начисленных
в тенге), из-за колебаний курса, на огромную сумму в долларах.
Такое положение конечно выгодно иностранным компаниям, но ущербно для Казахстана.
4. Мало того, что на протяжении тридцати лет из-за засекреченных соглашений о разделе доходов от продукции, заключенных тогдашними властями с инвесторами, народу доставалась лишь капля из нефтяного океана, теперь государству наносится ещё и огромный экологический ущерб, который иностранные компании не желают возмещать.
5. Как получилось, что даже начисленные в
триллионах тенге экологические штрафы, а также штрафы за нарушение тендерных
процедур и неисполнение подрядных обязательств иностранными консорциумами так и
не были взысканы?
Почему госорганы не смогли доказать свои требования, в чём причина проигрыша в международном арбитраже?
6. Данная ситуация не только наносит прямой ущерб национальным интересам, но и демонстрирует неподготовленность государственных органов к серьезным спорам на таком уровне. Демпартия «Ақ жол» считает, что с таким положением дел нельзя мириться, нужно усилить работу в данном направлении.
Во-первых, установление подобных штрафов в
тенге — это практика, выгодная иностранным компаниям, но не нашему государству.
Доходы экспортеров нефти исчисляются в
долларах, а назначение штрафов в тенге приводит к их девальвации за время
споров.
Во-вторых, иностранные корпорации не поставляют нефть на внутренний рынок, не влияют на сдерживание цен на ГСМ , но при этом извлекают чрезмерную прибыль из нашего национального богатства.
В-третьих, длительная подготовка претензий государственными органами и затягивание разбирательств также работает в интересах иностранных корпораций, приводя к снижению претензий даже в случае победы в арбитраже.
Нужно учитывать, что:
1. Экология — это суверенное право
государства (доктрина police powers);
2. экологический ущерб носит характер
продолжающегося правонарушения;
3. объем хранения серы объективно
превышен;
4. соглашения о разделе продукции не освобождают инвесторов от соблюдения экологического законодательства.
Проигрыш дела при наличии столь весомых аргументов вызывает вопросы к подготовленности наших представителей.
Фракция «Ақ жол» поддерживает действия Правительства по привлечению к ответственности иностранных инвесторов, допустивших указанные нарушения.
В этой связи партия «Ақ жол» требует:
1. Законодательно обязать исчислять крупные штрафы для недропользователей-экспортеров в валюте, в которой они получают доход.
2. Поставить точку в практике, при которой иностранные корпорации извлекают выгоду из девальвации за счет судебной и бюрократической волокиты.
3. Провести анализ причин проигрыша
указанных споров в международном арбитраже, сделать выводы о надлежащей
подготовке и продолжении борьбы на национальные экономические интересы.
С уважением,
депутаты фракции «Ақ жол»:
Казыбек Иса,
Азат Перуашев,
Дания Еспаева,
Ерлан Барлыбаев,
Серик Ерубаев,
Олжас Нуралдинов