17
Декабря

17.12.2025

Демпартия «Ак жол» не согласна с ответом Правительства и настаивает на предупреждении рисков неработоспособности Реестра отечественных производителей

Премьер-Министру РК

Бектенову О. А.

 

1 октября т.г. фракция «Ак жол» озвучила депутатский запрос Правительству с предложением ввиду возникших проволочек, ввести переходный период на внедрение Реестра казахстанских товаропроизводителей (далее – Реестр КТП) до 1 июля 2026 года, продлить действие индустриальных сертификатов и СТ-KZ.

В ответе от 28 октября, Правительство отказалось от предложенных мер, заявив, что – цитирую: «техническим оператором реестра КТП – АО «Центр электронных финансов» разработана электронная платформа, реализован модуль цифровой верификации. Ввод реестра КТП в промышленную эксплуатацию планируется в декабре 2025 года».

Сегодня уже 17-ое число, большая часть декабря прошла. Но в Демпартию «Ак жол» обращаются отечественные предприятия, такие как ТОО «ПетроМашЗавод», ТОО «Завод машиностроительного оборудования», АО «Мунаймаш», «Венчурная фирма «Поиск», ТОО «AVAGRO», завод «Lukoil Lubricants» и др., которые сообщают о неготовности Реестра.

Все они не могут пройти регистрацию на электронной платформе Реестра, которая по их сообщениям постоянно зависает.

Кроме того, согласно Правилам, срок рассмотрения и проверки данных занимает 20 дней, а механизм ретроспективного включения в Реестр не предусмотрен, т.е. даже если сегодня эта платформа заработает, предприятия уже понесут убытки, т.к. выпущенная ими продукция в начале года не будет иметь статуса отечественного товара и теряет преференции в госзакупках.  

Заявленное автоматическое включение в Реестр предприятий с действующими СТ-KZ и индустриальными сертификатами не реализовано: отсутствуют работающие алгоритмы в информационной системе «E-ONDIRIS», автоматический перенос не обеспечен, предприятия вынуждены повторно проходить процедуры при постоянных технических сбоях. Таким образом, утверждения о «готовности системы» не соответствуют действительности.

Промышленники считают, что отказ в продлении действующих сертификатов при неготовности Реестра приведет к ситуации, при которой сотни предприятий на начало года, в период заключения договоров утратят статус отечественного производства. При этом, например свыше 95% заказов машиностроения приходится на закупки Фонда «Самрук-Казына» и нацкомпаний, где отсутствие в Реестре КТП автоматически означает отстранение от рынка.

Отечественные производители даже предполагают, что это делается целенаправленно, в интересах иностранных поставщиков.

В ответе Правительства на наш запрос риски по таким ситуациям не отражены. Следовательно, срыв запуска Реестра КТП повлечет отказы в приемке продукции, штрафы, включение в реестры недобросовестных поставщиков и вытеснение казахстанских производителей импортёрами и посредниками, причём не по вине бизнеса, а исключительно вследствие неготовности госорганов.

Кроме того, из статуса отечественного производства, подтверждаемого через Реестр КТП, выпало так называемое «контрактное производство», при котором один бизнес владеет брендом, технологией, производственной франшизой, материалами и рынком сбыта, но физическое производство осуществляется на базе другого предприятия.

Реестр КТП ориентирован на модель «один завод - один производитель», в результате чего контрактное производство не признаётся как форма отечественного производства и исключается из системы господдержки. Между тем, такой вид производства присутствует в пищевой и косметической промышленности (KazBAD, BAYAN), в производстве химических реагентов (CIPTEC), в фармацевтике с участием международных компаний (AstraZeneca, Pfizer). Формат контрактного производства позволяет в какой-то мере решать проблему недостаточной загрузки предприятий, которую недавно поднимал наш коллега, депутат Ермурат Бапи. По данным сайта EconomyKz.org, доля простаивающих мощностей составляет в машиностроении и пищевой промышленности – более 55%, в химической промышленности – более 52%, в фармацевтике – более 70% (https://economykz.org/?p=23053).

Учитывая изложенное, а также негативный ответ Правительства, вынуждены констатировать, что в следующем году отечественное производство рискует столкнуться с негативными последствиями, ответственность за которые ляжет на госорганы, проигнорировавшие сигналы от бизнеса.

Поэтому фракция «Ак жол» повторно настаивает на необходимости:

1) Продлить переходный период внедрения Реестра КТП не менее чем до 1 июля 2026 года;

2) Продлить действие ранее выданных индустриальных сертификатов и СТ-КЗ на тот же срок;

3) В рамках Реестра учесть особенности контрактного производства;

4) До полного устранения недоработок Реестра исключить риски отстранения отечественных производителей от госзакупок, закупок Фонда «Самрук-Казына», нацкомпаний и иных регулируемых закупок, предусмотреть соответствующие меры.

 

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

А. Перуашев,

Д. Еспаева,

Е. Барлыбаев,

К. Иса,

С. Ерубаев,

О. Нуралдинов