Премьер-Министру РК
Бектенову О. А.
1 октября т.г.
фракция «Ак жол» озвучила депутатский запрос Правительству с предложением ввиду
возникших проволочек, ввести переходный
период на внедрение Реестра казахстанских товаропроизводителей (далее –
Реестр КТП) до 1 июля 2026 года, продлить действие индустриальных сертификатов
и СТ-KZ.
В ответе от 28 октября, Правительство отказалось от предложенных мер, заявив, что – цитирую: «техническим оператором реестра КТП – АО «Центр электронных финансов» разработана электронная платформа, реализован модуль цифровой верификации. Ввод реестра КТП в промышленную эксплуатацию планируется в декабре 2025 года».
Сегодня уже 17-ое
число, большая часть декабря прошла. Но в Демпартию «Ак жол» обращаются
отечественные предприятия, такие как ТОО «ПетроМашЗавод», ТОО «Завод машиностроительного оборудования», АО
«Мунаймаш», «Венчурная фирма «Поиск», ТОО «AVAGRO», завод «Lukoil Lubricants» и др., которые сообщают о неготовности Реестра.
Все они не могут
пройти регистрацию на электронной платформе Реестра, которая по их сообщениям
постоянно зависает.
Кроме того, согласно Правилам, срок рассмотрения и проверки данных занимает 20 дней, а механизм ретроспективного включения в Реестр не предусмотрен, т.е. даже если сегодня эта платформа заработает, предприятия уже понесут убытки, т.к. выпущенная ими продукция в начале года не будет иметь статуса отечественного товара и теряет преференции в госзакупках.
Заявленное автоматическое включение в Реестр предприятий с действующими СТ-KZ и индустриальными сертификатами не реализовано: отсутствуют работающие алгоритмы в информационной системе «E-ONDIRIS», автоматический перенос не обеспечен, предприятия вынуждены повторно проходить процедуры при постоянных технических сбоях. Таким образом, утверждения о «готовности системы» не соответствуют действительности.
Промышленники считают,
что отказ в продлении действующих сертификатов при неготовности Реестра
приведет к ситуации, при которой сотни предприятий на начало года, в период
заключения договоров утратят статус отечественного производства. При этом,
например свыше 95% заказов машиностроения приходится на закупки Фонда
«Самрук-Казына» и нацкомпаний, где отсутствие в Реестре КТП автоматически
означает отстранение от рынка.
Отечественные
производители даже предполагают, что это делается целенаправленно, в интересах
иностранных поставщиков.
В ответе Правительства на наш запрос риски по таким ситуациям не отражены. Следовательно, срыв запуска Реестра КТП повлечет отказы в приемке продукции, штрафы, включение в реестры недобросовестных поставщиков и вытеснение казахстанских производителей импортёрами и посредниками, причём не по вине бизнеса, а исключительно вследствие неготовности госорганов.
Кроме того, из статуса
отечественного производства, подтверждаемого через Реестр КТП, выпало так
называемое «контрактное производство», при котором один бизнес владеет брендом,
технологией, производственной франшизой, материалами и рынком сбыта, но физическое
производство осуществляется на базе другого предприятия.
Реестр КТП ориентирован на модель «один завод - один производитель», в результате чего контрактное производство не признаётся как форма отечественного производства и исключается из системы господдержки. Между тем, такой вид производства присутствует в пищевой и косметической промышленности (KazBAD, BAYAN), в производстве химических реагентов (CIPTEC), в фармацевтике с участием международных компаний (AstraZeneca, Pfizer). Формат контрактного производства позволяет в какой-то мере решать проблему недостаточной загрузки предприятий, которую недавно поднимал наш коллега, депутат Ермурат Бапи. По данным сайта EconomyKz.org, доля простаивающих мощностей составляет в машиностроении и пищевой промышленности – более 55%, в химической промышленности – более 52%, в фармацевтике – более 70% (https://economykz.org/?p=23053).
Учитывая
изложенное, а также негативный ответ Правительства, вынуждены констатировать,
что в следующем году отечественное производство рискует столкнуться с негативными
последствиями, ответственность за которые ляжет на госорганы, проигнорировавшие
сигналы от бизнеса.
Поэтому фракция «Ак
жол» повторно настаивает на необходимости:
1) Продлить
переходный период внедрения Реестра КТП не менее чем до 1 июля 2026 года;
2) Продлить
действие ранее выданных индустриальных сертификатов и СТ-КЗ на тот же срок;
3) В рамках Реестра
учесть особенности контрактного производства;
4) До полного
устранения недоработок Реестра исключить риски отстранения отечественных
производителей от госзакупок, закупок Фонда «Самрук-Казына», нацкомпаний и иных
регулируемых закупок, предусмотреть соответствующие меры.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
А.
Перуашев,
Д.
Еспаева,
Е.
Барлыбаев,
К.
Иса,
С. Ерубаев,
О. Нуралдинов