(тезисы выступления на
пленарном заседании Мажилиса)
Уважаемые коллеги.
● При оценке проекта бюджета на 2026-2028 годы, для Демпартии «Ак жол», как представителя промышленников и предпринимателей, наиболее значимыми представляются задачи, поставленные Президентом К.Токаевым в нынешнем Послании.
Это задачи:
●Пересмотреть инвестиционную политику, дать новый импульс развитию обрабатывающей промышленности, коренным образом перестроить работу институтов развития, квазигоссектора, вовлечь банки в финансирование экономики; преодолеть вызовы инфляции и т.д.
● В предложенном проекте бюджета эти задачи отражены не полностью. Более того, ВАП считает, что расхождения в прогнозах Правительства с оценками Национального Банка и международных институтов свидетельствуют о возможной переоценке потенциала национальной экономики
В частности, по доходной части бюджета сомнения фракции «Ак жол» вызывают
следующие моменты:
● Планируется, что 80% доходов составят
налоги, 53% которых приносит НДС.
Но неделю назад, после поручения
Президента повернуть экономику лицом к интересам граждан – Правительство
отказалось от разрешительного списка по СНР, и оставило в запретительном списке
только 44 вида ОКЭД, на чём настаивала фракция «Ак жол».
Теперь 1067 видов деятельности МСБ
выпадают из плательщиков НДС. Но корректировки потерь дохода не было. Значит,
можно было изначально обойтись без этого абсурда и не будоражить
предпринимателей.
Однако Правительство равнодушно рассуждало, что в случае реализации их планов, закрылись бы 300 тысяч малых предприятий. На каждом из них работает хотя бы один человек – вы планировали оставить без работы как минимум 300 тысяч наших граждан. Именно поэтому фракция «Ак жол» спорила с Правительством до конца, мы признательны Президенту за поддержку МСБ, но считаем нужным разобраться, как вообще могла появиться такая идея.
● На 60 млрд
запланировано увеличение поступлений от улучшения налогового администрирования
– это штрафы? Президент: «государственные органы по-прежнему
принимают максимально жесткие административные решения в отношении бизнеса
вместо предупредительных мер. Это недопустимо».
Т.е. нужен акцент на предупредительных, а не административных мерах. Фракция «Ак жол» уже разработала и направила в комитет законодательства Мажилиса свой законопроект о предупредительных мерах взамен первых адмштрафов.
● Далее. Из доходов бюджета практически выключен такой огромный ресурс экономики, как квазигосударственный сектор, который по оценкам агентства FitchRatings оставляет 38% экономики. (https://www.fitchratings.com/research/ru/international-public-finance/fitch-affirms-kazakhstan-swf-samruk-kazyna-at-bbb-outlook-stable-23-11-2023).
Так, на 2026 год поступления дивидендов
от госхолдингов и нацкомпаний запланированы в размере 112 млрд тенге, сразу на 51% ниже уровня 2025 года.
При этом, чистая прибыль только фонда
«СамрукКазына» и холдинга «Байтереке» запланирована на уровне 2,5 трлн тг (2
трлн ФНБ, 400 млрд – Байтерек).
Т.е.вклад квазигоссектора в бюджет составит лишь 5% их чистой прибыли.
Напомню, что Демпартия «Ак жол» несколько лет настойчиво продвигала требование о направлении в бюджет всей прибыли нацкомпаний и госхолдингов, в прошлом году такие поправки (пусть и в половинчатом виде, 50% а не 100%) были приняты в Бюджетном кодексе. Но и они, как видим, не выполняются.
При этом (по данным Высшей аудиторской палаты), при триллионных доходах, последние пять лет квазигоссектор выплатил в бюджет лишь 12% прибыли. О расходовании остальных сотен миллиардов тот же «Самрук» может отчитываться пост-фактум.
Как выясняется, перечень компаний, чья
прибыль должна направляться в бюджет, определяет сам ФНБ «Самрук-Казына» (поэтому
туда не попали 11 дочек); а 50% прибыли для бюджета оформили как 50% от «остатков»
прибыли, остающейся после поручений Правительства.
А оно ничего не оставляет и более 2 трлн в 2026 г. будут направлены без рассмотрения и утверждения в Парламенте, от Фонда Самрук-Казына в 2026 г. не запланировано в бюджет никаких поступлений, а 112 млрд – это ¼ часть от прибыли холдинга «Байтерек».
Поэтому ВАП справедливо отмечает, что расходование прибыли квазигоссектора вне рамок Бюджета снижает прозрачность бюджетной системы.
Фракция «Ак жол» в очередной раз требует направления и распределения прибыли госхолдингов и нацкомпаний в бюджет, через открытые обществу парламентские процедуры.
При этом, госпредприятия продолжают
активно вытеснять частный бизнес из госзакупок. В прошлом году фракция «Ак жол»
внесла поправку в Закон «О госзакупках», согласно которой, при участии в
закупках частного бизнеса, заявки квазигоспредприятий должны автоматически
отклоняться.
Но недавно выяснилось, что Минфин своим
приказом вывел из этого ограничения компании фонда «Самрук-Казына», которые тем
самым продолжают отбирать хлеб у частных предпринимателей, но при этом не
выплачивают прибыль в бюджет.
Понимаете, что происходит? Парламент принимает закон в реализацию Указа
Президента, а госорганы своими актами его саботируют.
Правильно в Послании Президент сказал,
что полностью не выполняется Указ о либерализации экономики и необходимо
наконец разобраться с участием государства в экономике.
● Прогноз поступлений от организаций нефтяного сектора в Национальный фонд на 2026 год рассчитан в размере 4 трлн 124 млрд тенге, сазу на 1,4 трлн меньше 2025 года.
Поступления от доли РК по
СРП – запланированы в 27,3% от общих поступлений в Нацфонд, т.е. 1 трлн 125
млрд тг.
При этом остаётся неизвестно
– о какой доле Казахстана в СРП идёт речь?
В январе этого года Президент
К.Токаев поручил правительству активизировать переговоры с инвесторами по
улучшению условий СРП. Но в проекте бюджета таких улучшений не наблюдается и не
просчитывается.
Замечания по расходам:
● Основная доля расходов
приходится на социальную сферу и
общегосударственные расходы, которые составляют
порядка 80%.
При этом, основную долю в госрасходах занимает
обслуживание правительственного долга. Так, в
2026 году 36% доходов(без
учета трансферта из Нацфонда) и 26% расходов республиканского бюджета будут направлены на погашение и
обслуживание долга, к 2028 эти расходы увеличатся до 42% доходов и 35%
расходов.
Рост затрат на обслуживание
долга к 2028 году вдвое превысит
объем средств, направляемых на здравоохранение или суммарный объем всех
расходов на образование, оборону, общественный порядок, топливно-энергетический
комплекс, недропользование, транспорт и коммуникации
Размер
государственного долга на 2026 год установлен в сумме 46,5 трлн тенге (25,3
% к ВВП), на 2027 год – 52,5 трлн тенге (25,5 % к ВВП), на 2028 год
– 57,5 трлн тенге (25 % к ВВП).
Государственный и правительственный долг с 2019 по 2028 год увеличится в
3,5 раза.
●ВАП регулярно обращает внимание на то, что покрытие платежей по государственному долгу за счет привлечения новых займов является высокорисковым методом управления долговыми обязательствами, который не способствует их снижению и увеличивает нагрузку на бюджет
● Между тем, увеличение расходов на обслуживание долга на фоне снижения финансирования реального сектора неуклонно ограничивает возможности бюджета.
● Так, в 2026 г. расходы
на социальную сферу составят 10,6 трлн тг, на общегосударственные и
административные расходы – 12 трлн, тогда как на реальный сектор экономики – 2,2
трлн.
Т.е. правительство готово
на безвозвратные расходы направить в
10 раз больше средств, чем генерирование будущей доходности.
К 2028 году этот перекос запланирован ещё больше: 25,2 трлн млрд на социальную сферу, государственные и административные расходы, и – 1,5 трлн тг на реальный сектор, т.е. разница даже не в 10, а в 17 раз.
При этом собственно на промышленность выделяется
30 млрд тг с последующим сокращением до 12 млрд, где основную долю составляют
содействие в экспорте (13 млрд и 8 млрд).
Тогда как затраты на развитие
самих отраслей промышленности составят 12,8 млрд со снижением до 2,2 млрд тг.
Т.е., настоящие вложения в производство
составят в тысячу раз меньше (12 млрд против 12 трлн и 2 млрд против 2 трлн
соответственно) чем номинально заявлено инвестиций в реальный сектор.
По нашему мнению, это критический дисбаланс бюджетной политики правительства, который противоречит базовым принципам экономики: наращивание расходов без симметричного роста налогооблагаемой базы – это ещё один крен в сторону инфляции и импортозависимости.
В прошлом году, при
утверждении проекта бюджета на 2025-2027 г., фракция «Ак жол» предупреждала,
что при таком подходе Нацбанк продолжит задирать базовую ставку, проценты по
кредитам останутся грабительскими, инвестиции останутся нерентабельными, а курс
тенге - нестабильным.
Мы не рады, что эти оценки сбылись, но настаиваем на исправлении очевидных перекосов.
На наш взгляд, всё это мало соответствует задачам формирования прочного промышленного каркаса, обеспечения экономической самодостаточности или перехода к качественно другой модели развития, о чём говорил президент.
● Тем не менее, проект предусматривает уверенный среднегодовой рост индекса физического объема продукции в обрабатывающей промышленности (6,5 %), в строительстве - 11,0 %, в торговле — 6,7 %в сельском хозяйстве составит 3,9 %.
Планируется,
что росту обрабатывающей промышленности будет способствовать увеличение
производства машиностроения в среднем на 10,5 %, химической промышленности на
9,0 %, металлургии на 7,3 %, фармацевтической отрасли на 8,3 %.
Между тем, основное влияние на
инфляционные процессы оказывают не средства производства, а потребительские
товары – продукты питания, одежда, обувь – и коммунальные тарифы.
И здесь административный запрет на повышение цен может носить лишь временный характер. Но рыночных решений по этим секторам в проекте бюджета не просматривается.
При этом, как указывает ВАП, расходы на новые инициативы в сумме
1 трлн тг ежегодно, запланированы холдингом «Байтерек» для финансирования
проектов реального сектора экономики, без расчетов
и паспорта бюджетной программы, а также целевых индикаторов и показателей
результатов.
Это
то, что проходит через бюджет. Но выше мы уже отмечали, что основная часть
прибыли квазигоссектора (более 2 трлн тг) расходуется вне бюджетных процедур и
без обсуждения Парламентом.
Можно представить, как происходит отбор и утверждение тех расходов, если даже для обсуждения в Парламенте не подготовлены ни проектная, ни финансовая документация.
В то же время, учитывая, что данные средства планируется распределить
администраторам по мере готовности проектов при дальнейшем уточнении бюджета,
мы не поддерживаем требование ВАП об изъятии 2 трн. 350 млрд тг из этой суммы.
Так как со-финанасирование с казахстанской стороны, как правило, является
важным условием привлечения иностранных инвестиций, а проект
предусматривает ежегодное привлечение
Холдингом дополнительных 7 трлн тенге из расчета 1 к 7, для финансирования
проектов реального сектора экономики.
Это важный аргумент, почему мы не возражаем против данного проекта бюджета.
Надеемся, что наши замечания
будут восприняты должном образом.
Желаем Правительству упорства
и успеха в работе над поставленными задачами.