Депутат Мажилиса Олжас
Нуралдинов 10 декабря 2025 года в своем депзапросе заявил о проблемах в
механизме фитосанитарного контроля на границах страны, передает корреспондент
Zakon.kz.
Он сообщил, что к
депутатам обратились предприниматели, импортирующие фрукты и овощи через
пропускной пункт "Бахты". По их информации, с конца ноября на границе
возникли серьезные сложности, которые негативно отражаются на сроках и
стоимости поставок продовольственной продукции на внутренний рынок Казахстана.
"Предприниматели
связывают изменение ситуации с введением приказа директора РГП на ПХВ
"Фитосанитария" Комитета государственной инспекции от 24 ноября 2025
года. После появления этого приказа сотрудники фитосанитарной службы начали
требовать прохождения обязательной лабораторной экспертизы каждой машины –
независимо от наличия признаков заражения или оснований для отбора проб. Выдача
акта первичного карантинного контроля фактически ставится в зависимость от
оплаты экспертиз, что превращает данную процедуру в обязательную, хотя
нормативных оснований для этого нет", – сказал Нуралдинов.
Депутат считает, что данная
практика также не соответствует международным обязательствам Республики
Казахстан. Он напомнил, что порядок фитосанитарного контроля установлен
решением Комиссии Таможенного союза, позже эти нормы легли в основу решения
ЕАЭК, которое прямо указывает, что подкарантинная продукция не может
задерживаться без признаков заражения или обоснованных подозрений, а отбор проб
допускается только после визуального осмотра и выявления таких признаков.
"Эти нормы являются
императивными и не могут быть изменены ведомственными приказами или внутренними
указаниями. При этом финансовая нагрузка на бизнес существенно выросла.
Согласно действующему прейскуранту, стоимость лабораторной экспертизы
составляет от 5 до 82 тысяч тенге за одну позицию товара. При этом сама экспертиза
может проводиться до трех суток. В результате предприниматели вынуждены
оплачивать совокупно от 200 до 300 тысяч тенге за одну машину с учетом
количества товарных позиций. Такие задержки приводят к простою транспорта,
нарушению температурного режима и риску порчи скоропортящейся продукции. В
зимний период это становится особенно критичным и может вызвать значительные
убытки", – отметил депутат.
По его словам, на пункте
"Бахты" по-прежнему идет стройка и неизвестно, когда она закончится.
Отсутствуют холодильные камеры, крытые площадки и элементарные условия для
проведения фитосанитарного контроля. В таких условиях требовать от
предпринимателей прохождения лабораторной экспертизы по каждой товарной позиции
выглядит необоснованным и ставит под сомнение саму логику предъявляемых
требований.
"Также к нам в
партию обращаются предприниматели, работающие в кыргызском направлении. По их
словам, на пункте пропуска "Черная речка" в Кордайском районе
складывается аналогичная ситуация. После прохождения рентген-сканирования и
фиксации отсутствия нарушений водителей все равно принуждают к полной выгрузке
автомобилей, хотя технически достаточно выборочной проверки. Далее машины направляются
на склады временного хранения, где предприниматели вынуждены платить завышенные
суммы – около 130 000 тенге за выгрузку и хранение, при этом без выдачи
официальных чеков или документов", – добавил Нуралдинов.
Депутат призвал привести
практику фитосанитарного контроля на пункте пропуска "Бахты" в
соответствие с нормами решения Комиссии Таможенного союза, дать правовую оценку
практике обязательной лабораторной экспертизы каждой машины, пересмотреть
действующие тарифы лабораторных экспертиз и предоставить прозрачное и
экономически обоснованное ценообразование.
Вчера, 9 декабря, мы
писали, что в Минтранспорта планируют запустить беспилотные грузовые автомобили
в 2027 году.